
1. Звонок от Пенсионного фонда. Относительно новая схема, в которой мошенники звонят жертвам и предлагают включить в расчет будущей пенсии страховые баллы, которые якобы когда-то не были начислены.
2. Замена полисов ОМС. Мошенники предлагают сказать «сайт Минздрава», чтобы через него вы могли обновить полис ОМС. Приложение является вирусным и ворует данные ваших банковских и других приложений с телефона.
3. Предложение о диспансеризации и флюорографии. Звонят из якобы поликлиники и предлагают записаться. А перед посещением приходит сообщение с кодом, которым мошенники просят подтвердить ваше посещение. Код открывает доступ мошенникам к вашим Госуслугам.
4. Сообщение от «руководителя» через мессенджеры с просьбой помочь решить вопрос с правоохранительными органами. После этого звонит сотрудник этих органов и пытается выманить деньги или личные данные. При этом, мошенники успешно копируют фото и даже голос руководителя.
5. Звонок от оператора сотовой связи с угрозами отключения, если не продлить срок действия СИМ-карты или договора на обслуживание.
6. Звонок или письмо от «госорганов» с предложением получить выплату, субсидию или материальную помощь.
7. Звонок от банка или следственных органов с угрозой заблокировать счета, по которым проходят «сомнительные» операции. Далее предлагается перевести деньги на «безопасный» счет.
8. Сообщения от «знакомых» с просьбой занять денег, помочь откупиться в аварии и прочие.
9. Фейковые благотворительные фонды. Мошенники создают фейковые странички и собирают деньги на нужды армии, в помощь пострадавшим и прочим.
10. Мошенники связываются с продавцами, например, на Авито, якобы покупают у них товар и в качестве подтверждения показывают банковскую квитанцию об оплате. На самом деле это оказывается фейковая квитанция.
Как защититься?
Важно запомнить:
• Не существует никаких безопасных счетов.
• Полис ОМС бессрочный. Его не нужно обновлять, тем более, через сторонние приложения.
• Никогда и никому нельзя сообщать никакие коды, которые приходят вам на телефон. Внимательно читайте такие СМС, как правило, там указано, откуда они и для чего.
• Пенсионный фонд сам не предлагает включать «потерянные» страховые баллы в ваш стаж.
• Сотрудники Центробанка не работают с физлицами.
• После звонка руководителя, банка, госорганов – сами перезванивайте им по официальным контактам.
• СИМ-карту не надо продлевать, а актуализировать свои данные можно только в официальном приложении своего сотового оператора.
• Если знакомый просит денег, сами позвоните ему по телефону.
• Отдавайте проданный товар только после того, как увидите деньги у себя на счете.