
Именно вовлечение несовершеннолетних в диверсионную деятельность вызывает серьезную тревогу. Подростки стали буквально мишенью профессиональных вербовщиков, втягивающих в совершение особо тяжких преступлений. Чаще всего стоят за ними украинские спецслужбы и неонацистские группировки, а исполнителями являются подростки, старшие школьники, студенты колледжей и вузов.
Поэтому нужно в первую очередь осознать, каждый ребенок сегодня находится в далеко небезопасном мире. Во-вторых, в подростковом возрасте (и особенно для мальчиков) очень важна потребность в «мужской руке», которая бы вела и направляла. Когда появляется значимый куратор, носитель асоциальных ценностей и начинает эти ценности вкладывать в голову подростка - это уже опасная ситуация. Отсутствие жизненного опыта и несформированное критическое мышление позволяют цинично убедить своих жертв в простоте совершения преступления и в безнаказанности противоправного деяния. Им действительно кажется, что «за это» ничего не будет. Ведь они только вышли из возраста, когда никакой ответственности не подлежали. Близость быстрого заработка тоже играет роль. Также несовершеннолетних могут взять на «слабо» или рекомендуют пойти на преступление группой, как в виртуальной игре или захватывающем квесте.
До ребенка нужно донести, что после совершения преступления «как раньше» уже не будет. Ответственность за террористический акт наступает уже с 14 лет, за диверсию - с 16. Да и нижний порог наказания за эти деяния в Уголовном кодексе Российской Федерации начинается с 10 лет лишения свободы. Принимая участие в особо опасном преступлении, он наносит удар не только по себе, но и по самым близким людям. Родителям придется возмещать причиненный ущерб, а это немалые суммы.
Каждый ребенок сегодня нуждается в защите, и чтобы не оказаться в числе участников диверсионно-террористических групп необходимо:
- рассказать детям и подросткам обо всех возможных рисках и угрозах сети Интернет, в том числе о вербовке в террористические организации;
- предупредить, что вербовщики ищут своих жертв и собирают о них информацию, анализируя личные страницы в социальных сетях, выбирают тех, кто демонстрирует активность, определенные политические, религиозные или иные взгляды, но не имеет четких личностных позиций;
- проявлять внимание к интересам ребенка в виртуальном мире, кругу общения, настроению и эмоциональной сфере, а также научить не отвечать на сомнительные предложения, поступающие из сети Интернет, а при их получении - обязательно сообщить родителям;
- обращать внимание на появление у несовершеннолетнего новых интересов, выполнение им в реальной каких-либо заданий, полученных в Интернете, участие в так называемых «челленджах»;
- поддерживать контакты с друзьями, одноклассниками и одногруппниками ребенка, а также их родителями.
Но основой безопасности подростков были и остаются доверительные отношения, когда ребенок может обратиться к вам за советом, как поступить в той или иной ситуации, особенно если это касается «задания из Интернета».
ЛО МВД России на ст. Ачинск